• Как научить ребенка младенческого возраста общаться?

25th Октябрь 2011

Как научить ребенка младенческого возраста общаться?

Все родители с нетерпением ожидают первых слов малыша. Что это будут за слова? «Мама», нет, «папа»! А может «дай»? Эти вопросы не дают покоя всем, без исключения, мамам и папам. Угадать же какое слово будет самым первым, практически, не возможно. Единственное, что мы можем сделать, это создать условия для динамичного речевого развития малыша.

Какие условия для этого нужно соблюдать?

 

Ребенок от рождения до трех месяцев жизни

Во взаимодействии ребенка данного возрастного периода со взрослым складывается довербальное общение: общение при помощи мимики, взгляда, телодвижений и т.д.
На начальных этапах обучения общению привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Старайтесь поймать взгляд малыша независимо от его пространственного расположения (на спине, животе, руках). В этом процессе очень важна ваша мимика, ее выразительность, освещенность лица, а также активный физический контакт с ребенком: поглаживание разных частей тела, прикосновение к щеке. При этом необходимо, чтобы сначала ребенок увидел вас, а потом ощутил ваше воздействие на него.

Очень важно для установления контакта с ребенком сделать правильный выбор кодовой системы (эмоции, плачь, смех и т.д.), которая будет наиболее удобной для него. Эту кодовую систему можно выявить в процессе наблюдения за малышом. Ребенок сообщает нам о своем состоянии, потребностях и желаниях по-разному: может плакать, подавать голосовые реакции, эмоционально реагировать на ту или иную ситуацию. Если вы правильно начнете реагировать на тот или иной сигнал ребенка, отвечать на него определенными действиями, которые удовлетворяют ребенка, то он начнет дифференцированно реагировать (отвечать) на ваши действия и сознательно оповещать о своих потребностях. Например, плакать, когда хочет кушать. При этом вы должны не только подстраиваться под настроение и желание ребенка, но и упражнять его в понимании естественных реакций с вашей стороны: улыбка, покачивание головой, указательным пальцем и т.д.

В процессе невербального общения оречевляйте все свои действия, так как у ребенка этого возраста есть потребность в том, чтобы с ним говорили, чтобы он видел губы говорящего, ощущал вибрацию щеки, гортани взрослого, прижавшись к ним, чтобы ему пели песенки близко к уху и т.д.

Ребенок от трех до шести месяцев жизни

Основная задача по формированию общения в этот возрастной период – развитие у ребенка способности к подражанию речевым звукам.
В данном возрасте ребенок начинает активно подражать тем звукам, которые вы произносите, что свидетельствует о возникновении лепета («ма-ма-ма», «да-да-да» и т.д.). Поэтому как можно больше разговаривайте с малышом (не «сюсюкайте»), читайте ему сказки и стихотворения, стимулируйте к произнесению звукоподражаний и лепетных слов, типа – «ав-ав», «пи-пи», «да-да», «му-му» и т. д.
Несмотря на то, что ребенок старается говорить, первое место в общении занимают невербальные средства. Не препятствуйте малышу использовать указательные (вот, там, я, ты, он, нельзя, можно, плохо, хорошо) и оценочные жесты (улыбка, кивок головой, угроза пальцем, поглаживание по голове), жесты, призывающие к действию (дай, на, иди, кушай, спи, вставай, положи, подними, сними), жесты, выражающие вопросы (где? куда? что? кто?).
Помните, что использование невербальных средств общения при постоянном сопровождении речью не препятствуют речевому развитию малыша.

Ребенок от шести до двенадцати месяцев жизни

На этом возрастном этапе возникает новый тип общения – общение на основе понимания речи окружающих при расширении ориентировки в предметном мире. Понимание речи развивается в процессе бытового общения с малышом (кормление, одевание и т.д.) и в ходе игрового и другого взаимодействия. Обязательное условие – хорошее восприятие губ говорящего, вызывание внимания ребенка головой, поворотом глаз, рукой в сторону названного предмета.

В ходе общения с ребенком проговаривайте название того предмета, который в данный момент используется. Очень важно, чтобы одно и то же место и время сочеталось с одним и тем же речевым материалом. Например, слово «вода» при умывании, «ам-ам» при кормлении, «бах» при падении чего-то или кого-то и т.д. Учите малыша по вашему требованию выбирать предмет из ряда других, например, «дай лялю», «дай би-би» и т. д.; знакомьте с названиями действий типа как лает собачка («ав-ав»), как едет машина («у-у-у»); учите обозначать словом определенные действия («бух», «ам-ам» и т.д.).

Статья подготовлена Старожукова Инна Альбертовна

This entry was posted on Вторник, Октябрь 25th, 2011 at 00:00 and is filed under Полезное для мам. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

    Яндекс.Погода
  • События

  • Подпишись:

  • Облако