• Детско-родительский клуб «Риторика для дошколят»

25th Ноябрь 2009

Детско-родительский клуб «Риторика для дошколят»

IMGP0081

Работа детско-родительского клуба «Риторика для дошколят» направлена на развитие правильной, выразительной речи детей, на воспитание интереса к художественному слову, совершенствование навыков социального поведения и культуры общения детей и взрослых. Специфика работы по созданию гармонизирующего образовательного пространства связана с активной деятельностью взрослых в этом направлении.

Основная цель: 1. Научить дошкольников овладеть приемами риторики, ораторского искусства. Главные задачи: 1. Развитие техники речи, которая научит говорить чисто, правильно, интонационно выразительно, пользоваться «языком внешнего вида»: мимикой, жестами, пантомимикой. 2. Развитие речевого этикета, который научит правильно использовать речевые этикетные формулы, умело вести в разных ситуациях, быть талантливым собеседником. 3. Развитие речевых опытов, которые помогут детям, овладеет даром сочинительства.

Новизна программы: В основу понимания сущности и назначения социально-педагогической деятельности детско-родительского клуба «Риторика для дошкольников» положено представление о нем, как об открытой и развивающейся системе. Основным результатом жизнедеятельности будет успешное взаимодействие с социумом. Эффективность включенности родителей в деятельность клуба определяют следующие показатели: сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности педагогов, возможных результатов деятельности детей; владение основными необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей; степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса. Высший уровень приведенных показателей служит критерием включенности родителей в планирование воспитательно-образовательного процесса в МДОУ. Эффективность сотрудничества обусловлена: положительной установкой сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личной заинтересованностью. Целевая группа: -дети в возрасте от 6 до 7 лет; -учитель – логопед; -родители; -педагоги Основные этапы реализации программы: Деятельность по программе можно подразделить на 4 этапа. 1 этап. Подготовительный: Июнь 2009года – основная часть по реализации 1 этапа будет выполняться руководителем детско-родительского клуба «Риторика для дошколят» 2 этап. Аналитико – диагностический: Июль – август 2009 года – ответственный за проведение 2 этапа руководитель детско-родительского клуба «Риторика для дошколят» 3 этап. Основной: Сентябрь 2009 – май 2010года 4 этап. Заключительный: Июнь 2010года Основная часть по реализации 4 этапа будет выполняться руководителем детско-родительского клуба «Риторика для дошколят».

Показатели для оценки результативности программы Социальные: 1. Рост посещаемости родителями и другими членами семьи мероприятий МДОУ по педагогическому просвещению и активности их участников на 24%; 2. Совершенствование навыков социального поведения детей – на 12%; 3. Повышение уверенности и активности в общении – на 13% Образовательные: 1. Повышение уровня развития связной выразительной речи детей – на 16%; 2. Повышение активности родителей в овладении детьми приемами красноречия – на 18%. Методические рекомендации по реализации программы. Риторические знания – особая наука, овладеть ими только в детском саду нельзя: полезно каждому задуматься над своими речевыми успехами и неудачами и заняться совершенствованием своих риторических умений в свободное время со своими друзьями или в домашнем кругу. Никто не будет возражать, что в повседневной жизни или на праздничных встречах мы с особым интересом слушаем того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты и убеждения и прекрасно рассказывает. Наши занятия в клубе будут проходить в виде игры и в игре будут принимать участие сказочные герои: гномы, скоморохи, феи и другие. Пусть они будут для детей знакомые незнакомцы, которые имеют свою манеру поведения, свой голос и почерк и могут им преподать урок чистой, грамотной этикетной речи с вымыслом, словесной шуткой. Для обучения детей азам ораторского искусства предполагается обучение детей красноречию. Основывать эту работу необходимо на фольклорном материале. Фольклор является идеальной платформой для системной работы по усвоению основ красноречия.

На занятиях клуба предполагается использовать две группы детского фольклора. Первая – это творчество взрослых, предназначенное для детей, его называют материнской поэзией. Сюда входят колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Каждый из этих жанров поэзии пествования выполняет свою особую функцию, совершенно необходимую для того, чтобы вырастить малыша здорового физически и психически. На занятиях по красноречию или риторике, каждый вид поэзии пествования обыгрывается в избе у люлечки с куклой – младенцем. Вторая группа детского фольклора – это собственно детское народное творчество. Обязательно в детском фольклоре должны присутствовать и элементы сатирического фольклора – дразнилки, прозвища. Острое словцо сверстников тренирует выдержку, рождает умение постоять за себя и достойно ответить на психическую атаку, скорректировать поведение и найти свое место в коллективе. Данный вид детского фольклора (дразнилки обыгрываются), учит не обижаться, достойно отвечать, вступая в словесную дуэль, вызывает чувство юмора. На занятиях по красноречию разучивается и разыгрывается еще один вид фольклора – детский игровой фольклор: считалки, жеребьевки, различные словесные игры с припевками и приговорками. Дети легко его усваивают и применяют в своих забавах. Дети, приобщаясь к фольклорным традициям своего народа, постепенно постигают великую народную культуру. Они овладевают традиционным ритмо-мелодическим и интонационным богатством речи. Но, пожалуй, самое главное: понятая, прочувствованная в дошкольном возрасте красота родной речи будет отражаться в речи наших детей в течение всей нашей жизни. Занятия в клубе строятся на общедидактических и специфических принципах: систематичности; принципе доступности и индивидуального подхода; наглядности; всестороннего воздействия; принципе учета симптоматики, проводятся в форме непосредственного общения и основаны на совместной деятельности взрослого и ребенка. Побудительные мотивации строятся на сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности. Сознательная, активная деятельность ребенка зависит от возникающего интереса к предполагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, играми и упражнениями. Формы работы: • игровые занятия; • речевые занятия по формированию навыков живой речи; • театрализованная деятельность; • занятия по голосоведению; • семейные домашние задания; • семейные экскурсии. Для взрослых желательно проводить семинары-практикумы, игровые тренинги, консультации с целью поддержания интереса к рассматриваемой теме и желания рассматривать новое. Только согласованное и заинтересованное взаимодействие взрослых – важнейшее условие успешной работы клуба. Покорение взрослыми все новых вершин в области приобщения к красоте устной речи способствуют мотивированному стремлению детей к успешному освоению раскрывающегося перед ними жизненного пространства с бесконечным разнообразием возможностей для творчества речи. Для всех участников занятие в клубе представляет движение по индивидуальным траекториям к вершинам, также индивидуальным, в котором заложена программа поступательного движения к цели – вершине мастерства и совершенства в жизнетворчестве, речевой культуре и общей культуре в широком аспекте. Все тематические занятия снабжены иллюстративными материалами для работы. Дидактическое сопровождение включает так же тематические подборки стихов, чистоговорок, скороговорок, считалок, пословиц, поговорок, загадок. Для успешной реализации данной работы взрослым участникам рекомендуется пользоваться различными видами словарей русского языка: толковыми, ударений, орфографическими. Данные материалы могут быть использованы педагогами и родителями для индивидуальных занятий с детьми с целью формирования и совершенствования речевых навыков. Роль педагога занимает ведущее место, педагог – образец для детей и родителей. Методы и приемы: Построение занятий базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает разнообразные приемы, которые подбираются с учетом степени усвоения материала. Так, при обучении используются: -наглядно-зрительные приемы, включающие, показ педагогом, использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.); -приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различных пособий; -наглядно-слуховые приемы для звуковой регуляции: звучание инструментальной музыки и песен, декламация коротких стихотворений. Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения упражнений. Они включают следующие приемы: -краткое одновременное описание и объяснение с опорой на имеющийся жизненный опыт детей; -пояснение и показ; -указание при воспроизведении, при самостоятельном выполнении упражнений детьми; -беседа при обучении или когда требуется разъяснение действий, уточнение сюжета игры; -команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются народные считалки, игровые зачины); -образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ; -словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. Кроме наглядных и словесных используются и практические методы, которые могут реализовываться в игровой или соревновательной форме. Игровой прием активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, развивает самостоятельность, творческую инициативу. Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, содействует воспитанию морально-волевых качеств личности. В основной части занятий планируется включать следующие упражнения: на развитие дыхания, голоса и артикуляции; внимания; на развитие чувства темпа и ритма; координации речи с движением; слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения; речевых и мимических движений. Проведение занятий предполагается 1 раз в неделю (в среду с 18.00 до 18.30).

В работе используются технологические особенности: аудио, видео, костюмы, наглядность. Представленный материал будет интересен и полезен при организации системы работы в ДОУ, направлен на формирование искусства словесного мастерства детей- дошкольников.

Успехов вам и новых идей!

1645

This entry was posted on Среда, Ноябрь 25th, 2009 at 00:00 and is filed under Детские сады Стрежевого. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

    Яндекс.Погода
  • События

  • Подпишись:

  • Облако