Детские вопросы
У вас появился интересный собеседник! Приготовьтесь к непредвиденным вопросам своего малыша. Своей любознательностью ребенок сам заставит вас заглядывать в энциклопедии. Прекрасная возможность освежить знания и учиться вместе со своим ребенком. На вас лежит ответственность за качество информации, которую ребенок получает, познавая окружающий мир.
В возрасте, когда малыш начинает без умолку задавать вопросы, закладываются основы познавательной деятельности. Чрезвычайно важно выработать сейчас стереотип обучения и поведения.
Любознательность у ребенка – важный показатель его интеллектуального и коммуникативного развития. Выделяют два периода, когда дети активно задают вопросы.
В 2 года от них часто можно услышать вопрос «что это?» Этот период связан с развитием номинативной функции речи и стремлением дать названия окружающим вещам.
В 4-5 лет малыш пытается установить причинно-следственные связи между явлениями, и появляются вопросы типа «почему» Так, в дошкольном возрасте у ребенка уже сформированы необходимые познавательные инструменты.
Кроме того, детские вопросы имеют коммуникативную функцию. Часто малышу достаточно самого факта, что ему ответят. Так происходит его общение с взрослым, который для него является авторитетным и достоверным источником информации.
Период вопросов очень важен в жизни малыша.
Не все «почемучки» одинаковы. Следует быть внимательным и выделять типологию вопросов, а также то, с какой целью они задаются. Бывает, что дети просто достают родителей постоянными вопросами. Тогда следует разобрать внимание на причину такого поведения. Может, таким образом, ребенок пытается привлечь внимание взрослых. Вопросы абстрактного и навязчивого характера, довольно странные и нетипичные для раннего возраста ребенка, могут свидетельствовать о наличии невроза. В таком случае следует проконсультироваться со специалистом.
То, что ребенок задает вопросы, – хорошо. Любознательность также считается признаком одаренности. На вопрос малыша следует отвечать просто и точно. Не стоит отмахиваться от вопросов, даже если вы очень заняты.
Необходимо стимулировать познавательную активность малыша. Учитесь вместе с ним удивляться предметам и явлениям. Тем самым вы заинтересуете его и будете развивать ход мысли в направлении познания окружающего мира.
Ребенок хочет узнать что-то новое – это прекрасная возможность научить его самого приобретать знания. Сейчас нет недостатка в информации, а для детей написано множество хороших познавательных книг – «энциклопедий почемучек». Начинайте собирать качественную детскую библиотечку и постепенно направлять малыша к книжному шкафу.
Научите ребенка не бояться задавать вопросы. Дайте понять, что не стыдно чего-то не знать. Хуже не узнать, если есть возможность это сделать.
Родители часто хотят воспитать ребенка «по своему подобию», не замечая, что сами являются далеко не идеальным образцом для подражания. А при этом делают из ребенка полигон для удовлетворения своих амбиций, ожидая, что он будет как минимум вундеркиндом. Это грозит неврозами, перегрузкой нервной системы и психики малыша. Будьте чувствительными к своему маленькому «почемучке» и не перегружайте его избытком информации.